pulemjotov (pulemjotov) wrote,
pulemjotov
pulemjotov

Allemagne Noire. Rammstein - Deutschland. Подробно

В продолжение этого.

Остановимся более подробно на новом клипе группы Rammstein "Deutschland" (Германия). Его уже многие прокомментировали, в том числе на Ютюбе. Все отметили, что роль Германии играет чернокожая актриса. Я обратил внимание, что большинство комментаторов упёрлись в мысль, что это символизирует современную мультикультурную Германию, в которой живут негры и прочие "цветные" граждане. Кадры, где эта черная женщина рождает чёрную собаку, некоторые прокомментировали как намёк, что "новые жители Германии" — это не люди, а животные. Т.е. вместо немцев теперь в Германии рождаются чёрные люди.

Это неверная трактовка. Объясню почему. Во-первых, эта чёрная женщина в клипе изображает Германию во все эпохи. Она присутствует и в лесу 16 г. н.э., и в рыцарских доспехах, и даже в форме СС. То есть понятно, что современной Германией её роль не ограничивается.
Во-вторых, Rammstein не занимается актуальной политикой. Rammstein — это гротеск, это эпатаж.
Rammstein коллекционирует всевозможные ужасы, фобии и негативные стереотипы, обыгрывая их и доводя до абсурда, чем собственно и привлекает зрителей. Ужасы, доведенные до абсурда, действуют успокаивающе — отсюда и привлекательность подобного стиля. Если раньше были отдельные ужасы из Deutschland, то логично, что клип "Deutschland" задуман, как своеобразное отчётное собрание всех ужасов. И действительно, в клипе много явных отсылок к предыдущим творениям от Rammstein.

Почему же роль Германии играет чёрная актриса? Ну, во-первых, а почему нет? Если в Германии все расы равны, то сыграть роль Германии может хоть негритянка, хоть китаянка.
Во-вторых, и это главное по моему мнению, сам этот образ символизирует представление о Германии, как о чёрной мрачной стране, распространённое во всём мире, да и среди значительной части немцев. Германия изображена с чёрным лицом не в том смысле, что она расовая негритянка, а в том смысле, что она страшная. При этом от Германии можно ожидать только что-то плохое — потому она и рождает чёрных собак. "Чёрная Германия, рождающая чёрных псов" — утрированное изображение антигерманского стереотипа.

Замечу, что испанцы ввели официальный термин "Чёрная Легенда" (Leyenda negra) или "Чёрная Испанская Легенда" (Leyenda negra española) (см. вики) — этим термином обозначается тенденциозное изображение Испании и испанцев в качестве носителей зла и мракобесия, бытующее во всём мире с 16 века. Все эти стереотипы про то как испанская инквизиция жжёт людей на кострах, а испанские конкистадоры истребляют индейцев. Хотя в действительности индейцев истребляли англоязычные американцы, из-за чего в США индейцев почти не осталось, а в бывших испанских колониях индейцев полно. Но в фильмах и книгах вы узнаете только про злобных испанских конкистадоров. А англо-американцы были добрыми, настолько добрыми, что индейцы решили добровольно умереть, чтобы освободить землю для США.
Так вот нет сомнения, что в отношении Германии тоже существует подобная "Чёрная Легенда". Только, в отличие от испанцев, современные немцы даже не пытаются опровергать эти антинемецкие предрассудки. Клип и об этом тоже — о Чёрной Немецкой Легенде.

Ешё одна ассоциация. В искусстве существует такое понятие как стиль Noir (по-французски, буквально, "Чёрный"). Этот стиль сформировался в 20-е годы XX века на фоне тогдашней депрессии. По-русски, в общем-то, ему соответствует понятие "чернуха". Конечно, для современных любителей аниме Noir — это, в первую очередь, японский аниме-сериал;) Но википедия помнит, что были фильмы-нуар и романы-нуар. Есть также нео-нуар. Для стиля Нуар "характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола".
Творчество группы Rammstein — это и есть та самая "чернуха":)) Так что я не случайно употребил словосочетание Allemagne Noire (Чёрная Германия по-французски). Клип именно о ней — о Чёрной Германии из чёрных легенд.



Пройдёмся по содержанию клипа:

Чёрная Германия появляется в 16 году н.э. с отрезанной головой римлянина (Тиля Линдемана). Образ понятен — именно в то время германцы заявили о себе, как о могущественной силе. В 9 году н.э. германский вождь (и, кстати, римский гражданин) Арминий разгромил три легиона римлян в Тевтобургском лесу. Римский наместник Публий Квинтилий Вар покончил с собой, после чего ему отрезали голову. Почему в клипе назван 16-й год? В этом году римляне смогли нанести ответный удар (что также отражено в клипе), но Германия уже навсегда вышла из-под римского контроля. На стороне римлян воевало много германцев (да и сам Арминий был в прошлом офицером кавалерии у римлян). Немцы традиционно считают себя также и наследниками римской культуры. Можно сказать, что в немцах соединились культура римлян и германских варваров. С этого начинается клип.

Затем мы видим "чем всё закончилось". Мы видим как участники группы в космических скафандрах несут Германию в хрустальном гробу. Образ Германии в виде Белоснежки в хрустальном гробу уже появлялся в клипе на песню Sonne. А космические скафандры появлялись там, где высмеивалась Америка. Можно понять, что космические скафандры символизируют американскую культуру. Американизированные немцы с помощью американской культуры похоронили Германию. Или может быть только дух Германии?

Хрустальный гроб несут на фоне германской подводной лодки VII серии времён второй мировой войны. Ну тут уже многие правильно сказали, что подводная лодка символизирует немецкий технический гений — одновременно величественный и разрушительный. Хотя подводная лодка может намекать и на что-нибудь другое. Ведь подводная лодка — символ скрытности. Может быть, она ждёт своего часа? Характерно то, что никто не обращает на неё внимания. Именно так: весь мир пользуется достижениями немецкой технической культуры, но никому нет до этого дела. Зато весь мир знает про полёты американцев в космос. Хотя и американскую космическую программу создавал немец Вернер фон Браун, о чём будет сказано дальше. Мы видим показушную "космическую" американскую культуру, которая хоронит Германию, на фоне мрачно молчащей немецкой технической культуры.

Далее на сцену вывозят ту же чёрную женщину в инвалидном кресле. Это современная Германия — больная и бессильная, с явными признаками идиотии. Возможно, идиотия связана с тем, что дух Германии похоронили в хрустальном гробу. Осталось тело, которое бессильно без духа. В руках у Германии — всё та же отрезанная голова Тиля-римлянина. Это намёк на германский "комплекс вины". Германия берёт на себя вину за все эти жестокости и зверства, совершённые за 2000 лет, хотя понятно, что современная Германия — инвалидка и идиотка — ничего подобного совершить не может.

Далее продолжается экскурс в историю Германии.
Драка между немцами 20-30 годов, бессмысленная и беспощадная. Очевидно, это драка между коммунистами и нацистами. Участники драки (Тиль и Кристоф) весьма узнаваемо напоминают «дедушку Адольфа» и Эрнста Тельмана.

Германия предстаёт в образе средневековой королевы (или императрицы?) на поле битвы, где участники групппы предстают в образе раненных рыцарей (некоторые, судя по всему, смертельно). И мы снова возвращаемся к драке Адольфа с Эрнстом. Явно параллель между бессмысленными междоусобицами средневековых немцев и немцев XX века.

Пожар германского дирижабля "Гинденбург" — символичное происшествие, имевшее место 6 мая 1937. Гигантский "Гинденбург" совершал полёты между Европой и США, являясь своеобразным символом германской технической мощи. Катастрофа, произошедшая при посадке в США, нанесла ощутимый ущерб репутации Германии накануне второй мировой войны. Участники группы, одетые "буржуазно", уходят так, как будто ничего не замечают. Что это означает? Некоторые уже высказали мнение, что это американцы, по вине которых погиб "Гинденбург". Хотя возможно, что это богатые "буржуазные" немцы, которые равнодушны к трагедиям собственной страны.

После того, как Тиль-фашист побит Кристофом-коммунистом, мы переносимся в социалистическую ГДР — Восточную Германию. Любопытно, что Тиль, которые только что был побитым фашистом, в следующем кадре предстаёт в образе коммунистического партийного функционера. На заднем плане — герб ГДР и, конечно, Чёрная Германия. На пилотке у неё даже не ГДР-овская кокарда, а советская солдатская эмблема. Ну это понятно.

Пока у коммунистов застолье, появляется новый образ Германии — в виде развратной женщины со сворой собак, сопровождаемой группой полицейского спецназа. Очевидно, на сцену выходит Западная Германия — ФРГ.
Образ женщины со сворой собак перекликается с образом из клипа на песню Mein Teil. В песне рассказывалось про извращенцев-людоедов, по мотивам реального случая, произошедшего в ФРГ. И в следующих кадрах мы видим, как монахи-людоеды жрут ту же самую женщину-Германию. Что это означает? Возможно, имеется в виду, что такие зловещие мотивы были в характере немцев всегда (в это время в песне звучит "Ты можешь, ты можешь, Я знаю, я знаю, Мы есть, мы есть, Её останемся, её останемся"). Причём, зверство сочетается со святостью (людоедами являются монахи). Возможно, имеется в виду, что немцы пожирают собственную Германию.
Германия - мое сердце в огне
Я хочу любить тебя и осуждать тебя
Германия - твое дыхание холодное
Такая молодая, и все же такая старая
Германия!
На слова «такая молодая» мелькает ГДР, а на слова «такая старая» - монахи-людоеды. Вообще, достаточно понятно.
(Но заметим, что в следующий раз, когда повторяется этот рефрен, то на слова «такая молодая» мы видим дедушку Адольфа, а на слова «такая старая» - бунтовщиков с «коктейлем Молотова». Не всё так однозначно;)))

А «космонавты» тем временем обнаруживают остатки исчезнувшей цивилизации. И видят снова Черную Германию, но она оказывается в образе святой (костюм монашки с нимбом).
Дальше следуют всякие эпизоды, показывающие злоключения и разрозненность немцев:
Часть группы в тюрьме, где их избивает другая часть группы. Некоторые комментаторы отметили, что тюрьма построена по американскому образцу, а сверху на героев сыплются деньги. Намёк на то, что США лишили Германию свободы, но позволяют получать много денег. Разумно.

Дальше — эпизод в концлагере. Который достаточно уже разобран другими комментаторами. Показан испытательный ракетный центр в Пенемюнде, где работают заключённый концлагеря. Снова показан технический гений Германии — великий, но разрушительный. Немец Вернер фон Браун создаёт невиданные ранее ракеты — впоследствии этот же фон Браун создаст космическую программу для США. Техническая гениальность немцев восхищает, но она служит для военных целей, т. е. несёт людям смерть.
Показательный момент — заключённый (Христиан) стоит под виселицей и видит, как взлетает ракета, созданная его руками в том числе. То что называется «Испытать смешанные чувства»;)

Ещё один момент — пока заключенных вешают, на заднем плане присутствуют безучастные военнослужащие вермахта и танк «Леопард-1». Некоторые это отметили, справедливо спросив: «Неужели нельзя было найти правильную матчасть времён второй мировой?». Конечно, учитывая бюджет клипа, не составило бы труда притащить «Тигр» или «Пантеру». Но почему-то в клипе виден послевоенный танк. Может быть, в этом есть какой-то смысл?;) Смысл есть: когда роли меняются и бывшие заключённые расстреливают эсэсовцев и саму Германию — военнослужащие снова безучастно наблюдают. Показано, что германская армия — хоть вермахт, хоть бундесвер — ни во что не вмешивается, «находится вне политики», равнодушно взирая на любые безобразия.

А Чёрная Германия предстаёт в образе бригадефюрера СС.
И снова она же — в образе развратной ФРГ со сворой собак. И тут же мы видим уже Тиля, загримированного под весьма неприятную женщину:)) Теперь мы видим группу в образе террористов из «Красных бригад», которые захватывают Черную Германию-ФРГ в качестве заложницы. Немцы так расстроились от мысли о своих фашистских преступлениях, что решили удариться в противоположную сторону и стали «левыми» террористами.

Дальше стремительно мелькают всякие ужасы. Какой-то «учёный» в кардинальской шапке принимает у Германии роды. При этом рождаются те самые чёрные собаки.
Потихоньку всё рушится, приближается Конец Света. И снова отсыл к клипу Mein Teil. Но теперь Чёрная Германия предстаёт в виде бесплотного Ангела. Она святая, а члены группы ведут себя как собаки. И тут они понимают, что этож не спроста Германия рождала чёрных собак. Это наши детки. И вот они уже держат собачек на руках, как своих детей. Но сами одеты в гигиенические изолирующие костюмы. То есть они признали «своих детей», но пытаются от них изолироваться. Выражение лиц говорит: «Почему ЭТО у нас родилось? И что теперь с этим делать?»

А Чёрная Германия в этот момент умирает. И мы видим хрустальный гроб, улетающий в космос.

Но если вы досмотрели титры до конца, то видите, что в конце Чёрная Германия стоит с поднятым мечом в правой руке, а члены группы в образе рыцарей охраняю её со всех сторон.
Конец оптимистический — Германия не умерла, она продолжает стоять незыблемо. И мы её любим, несмотря на все показанные ужасы и страдания.
И в самом последнем кадре Чёрная Германия держит в руке сокола.
«Сокол - это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных. Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода... В религиозной символике используется два вида соколов: дикий и домашний. Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние, тогда как домашний сокол является символом святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру».
Tags: Германия, Раммштайн, история, хорошая музыка, хорошие песни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment