pulemjotov (pulemjotov) wrote,
pulemjotov
pulemjotov

Category:

История одного моста - 2

lanchid1

Раз уж зашла речь о мостах, продолжим.

20 ноября официально открыт Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd). Мост открывали дважды: первый раз 20 ноября 1849 года, а второй раз, после восстановления - ровно через 100 лет, 20 ноября 1949 года.

Это первый постоянный мост через Дунай в Венгрии, а также на всём протяжении Дуная ниже по течению от баварского Регенсбурга. На момент постройки - крупнейший из цепных мостов (центральный пролет 203 метра). Только в 1903 году его превзошел другой мост, тоже в Будапеште - мост Елизаветы (пролет 290 м), о котором будет речь в следующей статье.

lanchid-google

Я даже не знаю, есть ли необходимость помещать здесь фотографии моста. Думаю, любому лучше набрать в поиске картинок "гугль" слова "lánchíd " или, соответственно, по-русски "мост Сечени " и наслаждаться множеством прекрасных видов этого весьма знаменитого моста.
Также рекомендую заглянуть на эту страницу:
http://budapest-szinterei.blog.hu/2012/05/31/a_lanchid_tetejen_837.
Там много интересных видов и технических подробностей. Для гурманов мостостроения, так сказать;) Знание языка не нужно, фотографии говорят сами за себя.


Я же уделю внимание истории моста.

Строительство моста началось в 1842 и закончилось в 1849. Поэтому судьба моста тесно переплелась с драматическими событиями венгерской истории - Венгерской революцией 1848-49 или, как говорят сами венгры, с Борьбой за свободу.
Мост назван в честь графа Иштвана Сечени (раньше писали Сеченьи)(Széchenyi István) - именно он был инициатором и "движущей силой" создания моста.
Конечно сам граф мост не строил. Мост проектировал англичанин Уильям Тирни Кларк ( William Tierney Clark), а главным строителем был шотландец Адам Кларк (Adam Clark aka Clark Ádám). Что интересно, они не родственники.

Уильям Тирни Кларк:
William_Tierney_Clark

Основателем "Акционерного общества Цепного моста" стал венский банкир греческого происхождения барон Георг фон Сина (Georg Simon von Sina).

Sina_Gyergy

Строили мост всем миром. Так в поставках комплектующих засветились английские компании Hunter & English (такое название), Howard & Ravenhill, Harvey. Чугунное литье делалось на венгерских предприятиях, принадлежащих графу Дьердю Андрашши (Andrássy György) и швейцарцу Абрахаму Ганцу (Ganz Ábrahám). Именно с участия в строительстве Цепного моста начался взлет легендарного "Ганца" - будущего Ganz-Danubius - самого известного в мире венгерского концерна, впервые внедрившего трехфазный ток, строившего дизеля и турбины, автомобили и самолеты, корабли (в т.ч. линкор "Сент-Иштван" и крейсер "Новара") и, конечно, подъемные краны, хорошо известные в СССР.

Но, конечно, мост навечно связан с графом Сечени - одним из самых замечательных деятелей Венгрии. Именно он носился с идеей строительства моста, сломав сопротивление знати, которая была очень недовольна тем, что "по мосту сможет ходить и ездить любой, и со всех будут брать одинаковую плату. А как же привилегии дворянства?"  Граф был пропагандистом промышленной революции в Венгрии и внедрил множество новшеств, например, газовое освещение. Он основал Венгерскую Академию наук (внес сам большую сумму в 60 000 форинтов и убедил других аристократов раскошелиться).

Szechenyi

Графу Сечени посвящен венгерский фильм "A Hídember", который по русски так и называется "Человек-мост". Фильм, скажу прямо, так себе. И считать его достоверным изложением событий нельзя. Но, по крайней мере, кто смотрел фильм, тот имеет представление о ком идёт речь.

Когда началась революция 1948 года, граф Сечени был втянут в события. Он стал министром транспорта и министром по социальным вопросам в правительстве графа Баттяни.
Тут надо предостеречь от восприятия событий 1848 года в Венгрии как восстания каких-то венгров-революционеров против австийского правительства. На самом деле правительство Баттяни было легальным и утверждено королевским наместником (надором) от имени Его императорского и апостольского королевского Величества Фердинанда.
В австрийском руководстве было минимум две партии.

Провенгерскую партию возглавлял надор. С 1796 по 1847 бессменным наместником Венгрии и лучшим другом венгров был эрцгерцог и генерал-фельдмаршал Иосиф Габсбург-Лотарингский.
Jozsef_nador
Являясь сыном императора Леопольда II, родным братом императора Франца I и дядей императора Фердинанда I, надор пользовался огромным влиянием. К сожалению, за год до революции он умер. Его сменил сын - эрцгерцог Иштван (Erzherzog Stefan Franz Viktor von Österreich).
Stefan_Franz_Viktor_von_Oesterreich
Являясь двоюродным братом Императора и короля, он также был не последним человеком в державе.

Партия же антивенгерская пошла по пути, подобному тому, которым спустя полтора века пошли "противники распада СССР".
"Венгрия хочет независимости от Австрии? Но, в таком случае, сербы, хорваты, словаки и прочие румыны тоже захотят независимости от Венгрии" (очень знакомо по событиям 1990 в стране советов, не так ли?).
Во главе Хорватии антивенгерской партией был поставлен полковник Елачич, который стал "бороться за независимость от Венгрии" (фактически-то он боролся за зависимость от Австрии). Независимость объявили и сербы во главе с митрополитом Иосифом Раячичем. Поначалу венгерская партия имела перевес. Австрийское правительство безусловно признавало целостность Венгрии и законность правительства Баттяни. Елачича объявили бунтовщиком. А восставших сербов громили совместно венгерские и австрийские войска.
Однако затем антивенгерская партия взяла верх и поддержала Елачича. В результате венгры были втянуты в войну с хорватами Елачича, а затем и с Австрийской империей, которой пришли на помощь российские войска.

А строительство моста продолжалось...
28 марта 1848 года (то есть на 14-й день революции) начался подъем первой цепи. Цепи лежали на понтонах. Их поднимали наверх паровой лебедкой, которая стояла на берегу. Всего требовалось сделать 12 подъемов (по 4 на каждый из 3 пролетов). Одинадцать цепей пошли отлично...
18 июля 1848 года начался подъем последней, двенадцатой цепи. Произошла авария. Оборвавшаяся цепь рухнула вниз, пробив понтоны ушла под воду. Погиб один рабочий. Сам граф Сечени, наблюдавший за работой с понтона, оказался в воде.

После этого у графа Сечени началось помешательство, и в сентябре он был доставлен в психиатрическую лечебницу под Веной. Там он умудрялся писать книги и издавать за границей. В 1860 умер насильственной смертью (покончил с собой или убит).
Пройтись по своему мосту ему так никогда и не удалось.

Причинами помешательства графа были одновременно и авария на мосту и мысли о том, что революция идет не по тому пути, о котором он мечтал. Сам он был консерватором и имел натянутые отношения с вождем либералов Лайошем Кошутом. В грядущей войне он видел несчастье для Венгрии...
Действительно, судьба моста как-то удивительно повторяла судьбу Венгрии. На мосту случилась авария. И Венгрия потерпела поражение. Но затем мост был всё же достроен и стоит до сих пор. И Венгрия тоже.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

lanchid-19
Tags: Венгрия, венгерская армия, венгерская история, день в истории, история, история Венгрии, мосты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments